Все стонут: закона нет, произвол… И по любому, сколь-либо заметному уголовному делу, берутся судить сами. По понятиям, по-пацански. На уровне «верю – не верю», «украл, или наезд», «такой человек мог или не мог»?
Если чиновник, то «по-пацански» – виновен без вопросов, и даже факты не нужны: его для чего взяли? Чтоб брал и отвечал за базар. Если, скажем, режиссер, то обнал через однодневки – это нормально, он же государственные деньги мог тратить только после выполнения работ, которые под обещания никто выполнять не будет. А если у бизнес-магната – они у нас проходят под кликухой «олигарх» – государство отбирает активы на пять ярдов, тут и обсуждать нечего, только позлорадствовать, мол, «вор у вора дубинку украл». Тюремные понятия и тюремный жаргон прочно входят в вокабуляр и в сознание.
Если по-пацански, то ведь воруют, хапают и обналичивают все, поэтому, если наказывают, то за нелояльность, все остальное – отмазка. Государству нужно всех держать в страхе – вот главная идея. А зачем? Вы задавали себе такой вопрос. Недавно Д.Быков затейливое объяснение придумал – дескать, государство пребывает в вечном пубертате, и не в силах найти для себя ничего более интересного, чем «дети играли в гестапо». Красиво сказал, но мимо кассы, мотив у государства вполне приземленный – чтобы при случае можно было любого ошкурить. А ошкурить действительно можно, потому что – смотри выше – мало кто живет по закону.
Можно твердить про страх, террор и тридцать седьмой год и при этом из месяца в месяц спокойно получать зарплату в конвертах. Это же по–пацански нормально. Можно продавать квартиру по «неполной стоимости» – и продавцу налогов меньше, и покупателю деньги не светить. Хоть кто-то слышал о строительной фирме, нанявшей по договору каждого из гастарбайтеров, которые платят подоходный, а сама фирма – все отчисления и налог на прибыль? Или о собственнике квартиры, который сделал ремонт по белому договору с такой фирмой? Зато все знают, какой лом за бюджетные деньги: что парящие в поиске творцы, что лишенные фантазии застройщики привычно откатывают за них тем чиновникам, которые – опять же выше смотри, – виновны по определению, и себя не забывают. От бюджетных денег себе не отхомячить, это ж – по понятиям – полным лохом надо быть. В любой момент, в любую контору, к любому предпринимателю отправь маски-шоу – сажать можно через одного.
Что ж получается? Если закон таков, что преступником можно сделать любого, то все, выходят, жертвы? Нет, не все, кто к куму ближе, тот отмажется, по понятиям тут и темы-то нет. Что-то я не припомню митингов у судов, когда разбирались хищения в Минобороне. Все спокойно проглотили и амнистию одного из фигурантов, и мифическое отбывание срока другого, точнее, другой. А интересны только жертвы, ведь не закон же сам по себе. Тех, кто совсем у параши, можно не замечать, никого не волнует, что их сажают пачками. А вот если где-то между парашей и кумом… Тут мы требуем свободы! Но только для «своих». И в ход идет апология тюремных понятий.
Свободомыслящие подыгрывают власти в превращении страны в зону. А что? На зоне есть своя, тюремная свобода. Там можно быковать, показывать кулаки, считаясь лишь с теми, у кого кулаки крепче. Там нельзя трогать козырных фраеров. «Мы гении – отвали»! «Мы бизнесмены – это наезд». «А мы вообще оппозиционеры, жертвы политических репрессий», поэтому у нас и паспорт, и визы несмотря на два срока, что ни по нашим, ни по каким законам невозможно. Пишутся малявы, даются поручительства – за «своих», РСПП – за магнатов, медийщики – за творцов. Утонченные дамы несут в суд пачки денег, чтобы «отмазать козырного фраера» – совершенно блатное поведение. А уж если педагог, да еще талантливый, что ж ему детей не трахать? В разгар скандала в той школе свободомыслящие наперегонки строчили во всех ресурсах, как им самим жутко хотелось переспать с учительницей, жаль не те времена были в их детстве. Потому что это вообще-то нормально!
Если вы сами институционализируете парадигму, при которой все выглядят, как шпана на зоне, то хотя бы об экономике подумайте. Вы же ее клянете за отсталость и отсутствие реформ. Какие реформы, окститесь! Каждое второе, если не первое предприятие, включая ваше собственное, рентабельно только «в черную». Эффективность экономики приносится в жертву личной возможности урвать или личной же возможности ошкурить. Это смотря по тому, как близко или далеко ваше место от параши. Как и закон, никому особо не нужный, не нужна и экономика, поставленная с головы на ноги. Всем удобнее, когда она на голове. Не идет модернизация, потому что нет денег. А их нет у предприятий, потому что они не кредитоспособны, финансовая отчетность сама по себе, конверты и откаты – сами по себе. Отсюда и слабость банковской системы – нет платежеспособных заемщиков. Отсюда и рвачество банков – не вернул кредит, не беда, заберем предприятие, чтобы потом его с дисконтом продать. Вполне возможно тому же самому заемщику. Все при делах, все при деньгах. А следаки лениво прикидывают, кого именно сегодня можно ошкурить, не напрягаясь. Чем не общество свободы?
И это еще не все. Воспроизводится не только тюремное мышление, бок о бок с ним пестуется социальная неприязнь. Растет убеждение, что «трудом праведным не нажить палат каменных», в какой еще стране есть похожее присловье? И «мерседесов» не нажить, которые рядом с тобой по мостовой шинами шуршат, доводя до бешенства. И чужой успех точно так же бесит. Гнобят за мошенничество творца? Так его распять надо! И не за мошенничество, а за растление малолетних – у него ж в постановках сплошные «опущенные», «петухи» можно сказать… Когда сводятся счеты, уже не до закона.
«Дети играют в гестапо», говорите? Так это обо всем обществе. Ведь так интересно играть в свободу на зоне. И биться за закон никому не нужно, тогда игра кончится. Ничего не останется делать, как менять сначала себя, а потом и общественное устройство. Кому это надо? Даже самым оппозиционным оппозиционерам это совершенно не на руку.
источник: https://snob.ru/profile/23854/blog/128609
источник: https://snob.ru/profile/23854/blog/128609