Злость Навального, Яшина и Явлинского из-за того, что – может быть – Собчак рванет в кандидаты-в президенты, не удивляет: на фоне ее финансово благополучного, фотогеничного материнства,все гриши, леши и илюши смотреться будут неважнецки. Но дело не в этой склоке на завалинке. Все 30 лет наши оппозиционеры, включая тех, чьи имена уже забыты, поливают друг друга. Главный принцип нашего “мыслящего” класса -- непременно обхаять соседа. Размежеваться до мышей, Лучший способ– навесить ярлык. А лучше два. А еще лучше дюжину, вперемешку. Чтоб ковровым покрытием по всем слоям электората. Чтоб до каждого дошел звон. И не важно, где он…
В Ксению Анатольевну главный артиллерист оппозиции выпустил целую обойму ярлыков. Мол, та за платные медицину и образование, за повышение пенсионного возраста, а значит у нее “праволиберальные, людоедские взгляды”. Дорогие избиратели их уже в 1990-е нахлебались, и эти взгляды компрометируют идею оппозиции. Эк, намешал! Зато для придания правдоподобия каше из ярлыков, Леша заверяет, что он –друг Ксюши. Равно, как ее мужа, тоже, согласитесь, немаловажная деталь. А что же Ксюша в ответ? “Ну почему ж людоедские?”, -- обидно, когда друг так прикладывает, видимо, вождизмом болен. Но тут же заверяет Лешу в своем уважении. За то, насколько тот поднял культуру политики в стране.
Секундочку, где она, культура политики? Это так теперь принято называть обстрел ярлыками? Людей от политики тошнит, они-то думают, что склоки на завалинке и есть политика. Ее нет и не было в стране, а уж ее культуры тем паче. Кстати, а из-за чего весь сыр-бор, когда у девяти десятых населения вообще нет мнения о том, какой они хотели бы видеть страну. Взяться этому мнению неоткуда, люди просто живут и выживают. И никто – ни власть, ни оппозиция, ни весь «мыслящий класс» ни-ког-да не потрудились им объяснить, как устроено общество.
Все твердят, что самая богатая в мире страна живет в бедности, только что дальше? Дальше благие намерения. Поднять минимальный доход. Развивать страну. Олигархов – к ногтю. Малый бизнес освободить от налогов. Коррупционеров – вон.
Где деньги на эти хотелки, об этом молчок. Как развивать страну – ну, кроме того, что коррупционеров надо поменять на честных, -- тоже тишина. Вам объяснили, что правые либералы – людоеды, что людоедами были реформаторы 1990-х, и наконец, что людоедство сводится к платным медицине и образованию и повышению пенсионного возраста. Хватит с вас.
Нормальный человек может из этого вынести все тот же звон. Отголоски боли тех лет, когда рыночные реформы дали стране мощнейший спурт, но помножили на ноль сбережения. Когда люди получили неведомые ранее возможности делать деньги для себя и для общества, но лишь крохотное меньшинство сумело этим воспользоваться. От этого и боль, на которой спекулируют «мыслящие», а могли бы объяснить, что у нас не могло быть, как в ГДР или Венгрии. У нашего народа убили желание думать. Из его памяти 70 лет старательно стирали стремление к выбору. А собственный выбор – это когда выбираешь не штаны, а жизнь, материальную, духовную, интеллектуальную. Именно это и есть либеральная идея.
«Выиграйте борьбу идей, прежде чем бороться за победу в политике», -- говорил фон Хайек. Наша оппозиция за умы людей бороться не собирается, люди ей безразличны. Она борется со властью, от которой идейно ушла не так уж далеко.
Власть уверяет людей, что те живут в великой стране, но не в силах объяснить, почему у великой страны ВВП 1,4 трлн баксов, а у одного только города Нью-Йорк -- 1,2 трлн. Так и оппозиция этого не объясняет. Власть произносит заклинания об улучшении инвестиционного климата, хотя тут же в ящиках ее депутаты уверяют народ, что иностранцы способны лишь нахапать, ограбить и сбежать. А оппозиция-на-завалинке на эту тему рот открыть боится – ведь слова «конкуренция» и «иностранные инвестиции» стали в стране ругательными, что ж подставляться.
Власть громоздит госкомпании, которые душат предпринимателя, а с завалинки ни звука о том, что если нефть, газ и авиаперевозки окажутся в частных руках, они не станут менее важными для страны, просто будут лучше работать. И ясно, почему не объясняют – рулить-то они хотят, но примерно так же, как и нынешняя власть. Они что, готовы менять общественную систему? На что и каким образом?
У оппозиционеров нет на это счет собственных идей. И это было бы полбеды, ведь люди поумнее давным-давно открыли все законы, по которым общество приходит к процветанию. Но они и чужие мысли не одолели. О том, что экономические законы едины для всех — американцев, европейцев и прочих. О том, как разные неглупые люди их применяли, как они сработали в разных местах, и как разные страны сумели за счет этого вылезти из ничтожества — каждая из своего — и разбогатеть. Но никому не на руку пытаться сплотить народ общими нравственными принципами. Хватит с него фаст-фуда, что коррупция – плохо, а развития экономика и достойная жизнь для каждого – это хорошо.
"Мыслящим» не нужен мыслящий народ. Эдак можно в унисон не попасть с какой-то его частью. А нужно чтобы как можно больше голов были просто «против», чтобы шли за тобой по принципу «враг моего врага – мой друг», не задумываясь, что враг врага может быть еще большим пусто-пусто. В итоге – диагноз. Называется отсутствие национального самосознания.
Объяснять народу, “как все устроено” – долгая педагогика. Наши экономисты, рассыпая умные термины, способны лишь на «глубокий анализ» кармического вопроса «кто виноват». Они никогда не станут мозговыми трестами для политиков, считая зряшным делом питать идеями клоунов. Но как только они на расстояние выстрела приближаются к вопросу «что делать», начинается артобстрел ярлыками. «Правые» против «левых», рыночники против государственников, либералы против патриотов. Есть хоть у кого-то система убеждений, как вывести страну из задницы, как ею управлять, как дать людям достаток? Именно система, а не огрызки случайно застрявших в памяти знаний.
Никто не додумался до очевидной вещи: пока народ живет наощупь, пока ему безразлично, куда должна идти страна, все будет точь-в-точь, как сегодня.
Разве что клоуны будут меняться. Но есть еще время до 2024 года.
Разве что клоуны будут меняться. Но есть еще время до 2024 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий