Александр Архангельский – писатель, литературный критик, публицист, телеведущий; Павел Басинский – писатель, литературовед; Андрей Бильжо – художник-карикатурист, эссеит, сатирик и «мозговед»; Александр Набоков – главный редактор газеты «Книжное обозрение». Елена Котова – писатель и публицист, финалист премии «Книга года 2015» (за роман «Период полураспада»); Алина Белковская - модератор сессии и арт-директор проекта, создатель литературной школы Balzac-Кlasses
ЦДХ, Крымский Вал, д.10, Зона семинаров №2, зал 17
КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
Участники шоу ставят перед собой задачу осмыслить с разных сторон смену ТРЕХ эпох, ТРЕХ разных идеологий, ТРЕХ различных обществ, которая произошла на наших глазах, выпала на жизнь одного поколения. Страна и общество за 40 лет пережили почти революцию, уже три экономических кризиса и огромную идеологическую ломку. От расцвета СССР до нынешнего дня в стране, а главное – в человеке, изменилось почти все. Из «HOMO SOVIETICUS» мы превратились в людей свободного выбора. Хотим ли мы этого, готовы ли? Ответы на эти вопросы помогает нам найти современная литература, которая за прошедшие 40 лет сама претерпела
фундаментальные метаморфозы. Как все это повлияло на отношение человека к основополагающим жизненным ценностям: счастью, любви, успеху, отношениям отцов и детей, сексу, вере, деньгам? Как эти перемены отражались и отражаются в современной литературе?
Первая сессия «от Homo Sovieticus к русскому выбору» состоялось на Международном книжном салоне в Санкт-Петербурге в мае 2015 года. Вторая — на Красной площади, на фестивале «Книги России», в июне. Обсуждалась тема
«Счастье в литературе и жизни». На ММКВЯ в сентябре 2015 поднимался вопрос денег. Мы идем дальше и поднимаем все более острые и общественно-значимые вопросы. Новая сессия «От HOMO SOVIETICUS к русскому выбору» рассматривает со
всех сторон вопрос что такое неравенство. Оно появилось в этом тысячелетии или в те времена, когда «все были равны»? Как изменилось наше понимание этого социального феномена.
Неравенство — это хорошо или плохо? Как к нему относиться? Как понимала и понимает его сегодня российская литература.
СПРАВОЧНО:
В советской литературе тема неравенства официальной прописки не имела. И правда жизни о неравенстве социальном и материальном проникала на страницы
лучших произведений тех лет как- то бочком, робко… В “Обмене” Юрия Трифонова главный герой Дмитриев не в силах купить кооперативную квартиру.
В то же время его малообеспеченная семья имеeт няню из деревни, которой платят гроши. Похожая ситуация и в “Предварительных итогах”. Более сильного доказательства существования жуткой пропасти между городом и деревней в
СССР, по крайней мере до начала 1970-x гг искать не надо. Советское крепостное право яркими картинами предстает и в “Последнем поклоне” Виктора Афстафьева, и в “Пряслиных” Федора Абрамова, в “Привычном деле” Василия Белова.
В романе Василия Аксенова “Таинственная страсть” московские писатели, художники, музыканты привычно лето за летом проводят в Крыму. А для героев “Печек –лавочек” Василия Шукшина поездка по случайной путевке в санаторий
превращается в грандиозное событие, о котором будут вспоминать до конца жизни. В романе”Старик” (1978) Юрий Трифонов уже констатирует как сложившуюся советскую формулу счастья – квартира, машина, дача (и ценная добавка – загранкомандировки). Не всем по силам реализовать эту цель. Тут требуется немало жертв моралью и идеалами. Oдин из трифоновских персонажей Олег Васильевич Кандауров потому успешно решает свои проблемы, что действует настойчиво, цинично, по его собственным словам, до упора. Десятилетие позже именно такие вот Кандауровы образуют класс новых русских богачей и вокруг них возникнет целый социальный слой - обитатели Рублевки, описанные Оксаной Робски, и творцы русского гламура из Generation “П” Виктора Пелевина, романов Сергея Минаева. Неравенство из скрытого и стыдливого превратилось в открытое, подчас наглое. Таким оно выглядит в романе Александра Кабакова «Все поправимо». В последние годы литераторы обращаются к теме неравенства скорее через призму моральных ценностей, в контексте размышлений о судьбах своих героев, которые далеко не всегда могут сделать и правильный выбор, и даже, порой, выбор вообще. – романы Романа Сенчина «Елтышевы», Елены Котовой «Кодекс бесчестия», Виктора Снегирева «Вера». И само богатство в восприятии писателей будто предстает все более эфемерным, хрупким, даденным на время. Как мрачно предсказал Владимир Сорокин в “Дне опричника” и “Сахарном Кремле”, на некоторое постоянство в пребывании в верхних кругах богатства и власти можно рассчитывать только в случае, если удалось примкнуть к “слугам государевым”. С видеоверсией ток-шоу можно ознакомиться здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий