среда, 25 ноября 2015 г.

Социальный фаст фуд в стране дураков

+T-
Что стоят возможности человека – врожденные и развитые, -- если у него отнять право выделяться среди остальных. 
Самое естественное для человека, самое органичное для общества – это право на неравенство.  
Я иду вверх по этой лестнице от моря к полукруглому зданию в стиле «сталинский ампир».  Двести пятьдесят ступеней, балконы, терраски, -- все из чистого мрамора.  Наверху площадь с огромным фонтаном.  Вокруг парк-дендрарий -- пальмы, кипарисы, запахи цветов, которые смешиваются с запахом моря.  Райское умиротворение.  Буржуазная роскошь. Это санаторий «Русь» в Сочи, где я отдыхала этой осенью.Я взрослый человек, объездила Лазурку, Амальфи и Карибы, подумаешь, роскошь, нашли, чем удивить -- кресла карельской березы, люстры в стиле ар деко.  Но я потрясена.  
Перед глазами -- люди, которые с 1954 года выходили из этих арочных дверей, фланировали тут по променаде, похрапывали на лежаках с подогретыми полотенцами, пили «Массандру» в ротонде у моря.
И эти люди твердили нам о равенстве?  Нашим родителям, которые часами стояли в очереди за мороженым хеком и писали с ночи номерки на руках ради пары чешских ботинок?   Я слышала о санатории «Русь» еще с университета от сокурсниц.  Таких же девятнадцатилетних шмакодявок, как я. Чьи отцы, в отличие от моего, были дипломатами, членами ЦК или руководителями Госплана.  Я слушала рассказы шмакодявок о лестнице и ротонде и даже не завидовала. Что завидовать тому, чего у тебя не будет ни-ког-да.  
Тайное, кастовое неравенство Великого строя. Освященное ложью, бронебойное, как и сам строй. В нем не было никаких социальных лифтов, кроме одного.  Заложенного в доктрине, что каждая кухарка может управлять государством.  Рабочий-колхозница – партия – рабфак – райком-обком.   А дальше – до прощания с народом в Колонном зале – только врать, врать и врать ему. О том, что все равны.
Та крикливая доктрина исчезла сегодня из государственной риторики.  Но осталась в головах как блаженная маниловщина.  Великий принцип еgalite  за два столетия – в разных странах по разным причинам и ради совершенно разных целей – превратился в социальный фаст-фуд. Поглощается охотно и никогда не насыщает.    
Неравенство было, есть и будет всегда.  Оно неискоренимо.  Оно необходимо для общества, которому нужна и элита, и работяги, и водители  автобусов и чистильщики сортиров.  Оно органично природе самого человека.
Мы все – образно — рождаемся из глины. Только глина разная. Одна, чтобы выращивать ананасы, другая – растить лопухи. Не надо бла-бла, что все новорожденные равны. Их путь уже во многом предрешен. Генетикой, судьбой родителей и их мировоззрением.  У них будет разное IQ,  разное образование,  разная среда – сельской улицы, двора спивающегося райцентра или мегаполиса.   Африканец всегда будет бегать на Олимпиадах быстрее европейца, у него другая мускульная структура и другой метаболизм. 
Только неравенство дает право идти вверх по лестнице.  Преодолевать барьеры, поставленные природой и средой.  Оно мотивирует чистильщика стать владельцем клинингового бизнеса.  Оно апеллирует к лучшему, что есть в человеке: устроить как можно лучше жизнь для себя и своей семьи.  
Но блаженная маниловщина  отравляет мозги.  «Раньше нас учили, что все глины одинаковы, а теперь-то выяснилось, что одним — «Бентли», другим – пожалуйте – в метро.  Ясен же пень, что те, на «Бентли», из такой же глины, что и я.  Просто подсуетились, гады… За мой счет!  А государству начхать».
Отрава социального фаст-фуда не позволяет раскрыть глаза и увидеть вокруг уйму социальных лифтов.  Не хватило баллов для поступления в университет на бюджетный? Читай в интернете лекции профессуры из Стэнфорда. Нет денег взять репетитора английского? Учи язык по Скайпу, это доступно. Нет возможности платить за университет в Америке? Учись дистанционно, это не 40 тысяч баксов в год, а 14 или вообще 4, и — получай диплом.  Все возможно.
К тому же вопрос:  зачем всем в университеты-то?  Если IQ не тянет на университет, да и душа не лежит?  А мозги работают, и руки хочется приложить к чему-то большему, чем банка с пивом.  Чем ПТУ западло?  Выйти оттуда столяром, который делает офигенную мебель, к примеру?  Ведь хрен найдешь, кто любит и умеет грамотно работать руками.  Мне было нужно, и я нашла.  Теперь не нужно платить три цены за итальянский ширпотреб в шоу-румах для кошелькастых, но ленивых.   У моих столяров, прорабов и стекольщиков и дома, и квартиры, и дачи, и образование детей, -- все есть.  Плюс уважение клиентов, которые держатся за них, боятся их потерять.  Нет, не привлекает?     
Мы все из разной глины.   Право каждого лепить себя из нее.  Выделиться из серости, которой это право не нужно.  Ей легче верить в равенство при Великом строе, которое отняли, чем в свое IQ и силы.  Ей хочется халявы, но ее нет.  Стало быть, все плохо. Все очень плохо.  Хочется, чтобы и другим было не лучше.  Халяву – либо всем, либо никому.  Но лучше все-таки мне.  Гимны старой политической риторики в отравленных фаст фудом головах переложились на новый мотив, слова народные – «хочу, чтобы у меня все было, и чтобы мне за это ничего не было». 
Если есть желание поспорить с этим, дальше вместе обсудить, то приходите на книжную выставку NON/Fiction. 
Помимо этого там же, на NON/Fiction у нас два других мероприятия:

Комментариев нет:

Отправить комментарий