суббота, 25 ноября 2017 г.

Так где же деньги, Карл?

В Европе идет хитовая пьеса «Молодой Маркс». В Лондоне книгу издали с названием «Маркс был прав?». Журналы о нем то и дело пишут.  Откуда движуха,  с чего вдруг запрос нынешнего поколения на Карла?  И как это он был прав, когда именно его именем прикрывались, кромсая страны и уничтожая миллионы людей? 
С год назад я задумалась, что Карла не так поняли. 
Одни – «марксисты» -- взяв его убогую идею насчет диктатуры, пошли все крушить.  Остальные от той идеи содрогнулись и предали Карла анафеме.  Весь век старательно его не поминали.  А тут вспомнили:  ведь Маркс первым объяснил, откуда берутся деньги.  Открыл законы, по которым они превращаются в богатство общества.  Эти законы и сегодня действуют, никуда не делись, несмотря на его собственные заклинания о диктатуре.  Отсюда и запрос – в самых благополучных странах, которые развиваются точно по марксовым законам, люди стали забывать, откуда берутся деньги.  То халявы требуют, то голосуют черт знает за кого…
Выходит, не одна я задумалась о том, что Маркса не так поняли.  Да так крепко, что написала целую книгу.  Не столько о Марксе, сколько о России…   
Обрыдли убогие споры умников, озабоченных ее судьбой. «Россия должна стать снова передовой страной, ее люди заслужили достаток». На этой нехитрой мысли согласие и заканчивается.  Хотя, вру, все согласны еще с тем, как все плохо и как власти все сгубили. А в остальном – в кровь бьются: государственники против рыночников, левые против правых, патриоты отмежевываются от националистов. Летают ярлыки, умники размахивают обрывками знаний, случайно застрявших в головах. Лучше б сказали, как денег заработать.
А вот этого никто и не объяснит. В провинциальных райцентрах предел мечтаний  молодняка – работа в собесах или военкоматах. В Бурятии или на Камчатке молодежь, купив иномарку, занята извозом, ловит рыбу и валит медведей, продавая туристам «дóбычу» и шкуры. Ребят оставили выживать. Они не видят перспектив, у них нет «американской мечты». Разве что за сказки цепляться…
То Сталина поминают,  наслушавшись, что уж при нем-то страна была великой.  То майки напяливают с портретами Гевары и даже Мао, не ведая, за что произвели их в кумиры.  Так, из любви к невнятно-бунтарской романтике.  Даже интересно, что скажут молодые родители, если их чадо спросит: «Кто такой дедушка Ленин?». Скорее всего, что-то вроде: «Он революцию устроил, чтобы не было богатых».  А чем плохо богатство уже не объяснят.  Живут, как и их родители, и их деды, наощупь. Не думая о том, какой хотели бы видеть страну.
А правда в том, что Россия была и остается отсталой страной. В ней всегда простой достаток – вечная битва в одиночку. Моя свекровь с Орловщины говаривала: «Разуй глаза, мы так всегда жили».  Так и есть, принципиально лучше мы не жили на при Николае II, ни при Ленине-Сталине, ни при Хрущеве, Брежневе или Ельцине. Вечно догоняли передовые страны по обе стороны Северной Атлантики, но получалось, прямо скажем, не очень….
Из опыта тех стран брали только то, что нравилось — «тут читаем, тут не читаем», тут меняем, тут не меняем.  В начале XX века уже полным ходом шла промышленная революция, в стране складывалась полноценная независимая экономика.  Недоучка из Ульяновска, сведя учение Маркса к диктатуре неимущих, все порушил.  В итоге Сталин взялся за индустриализацию по второму разу.  Догнать и перегнать всех!  Особым, якобы «марксистским» путем. Потом, слава богу, лагерные бараки ушли в прошлое, но за «особый путь» мы держались крепко.  Государство решило, что само способно все производить и делить. Каждому по сотне рублей в зубы, и чтоб трудился на совесть. А человек –  животное рациональное,  да еще и ленивое, ради какой-то совести трудиться ему не свойственно.  Лагеря отменили, денег не дали, он и не трудился.
Догонять пытались.  Деньги делить – только этим и занимались. А объяснить, что их сначала надо произвести – вот этого не пытались никогда. И всякая дележка оборачивалась грабежом. Только в России грабили не какие-то колонии, а собственный народ. Эдакая внутренняя колонизация.  В городах-витринах были белые булки, парады с оркестрами и личные авто, а оплачивала эту видимость изобилия провинция, где сменяли друг друга голодоморы.  Так было не только на заре Великого строя.  И при его расцвете в столицах и дюжине городов по праздникам на столах осетрина и виноград, а в деревне работали за трудодни, там до середины 1960-х не было не только электричества, но даже и паспортов у граждан(!) великой страны.
И сегодня между небольшим современным сектором и огромным традиционным общего мало. В столицах крутится 90% денег страны.  В Тамбове, Ржеве или Калмыкии по-прежнему не заработать, оттуда не выбраться, капитал туда не идет, люди выживают за счет поддержки родственников и соседей. В двух секторах все разное -- ценность рубля, доступ к информации, понятия справедливости.  Это и называется дуальная экономика.  Результат колониального грабежа. И это, пожалуй, главное для понимания сегодняшней России. 
На заре капитализма тоже грабежа было немало -- читайте Маркса о "первоначальном накоплении".  Но как только капитал окреп, он установил  совсем другие законы. Все они основаны на эквивалентном обмене. Только так возникает развитие и рождаются богатства. И рабочие, которые при жизни Маркса, боролись за тюфяк в подвале,  теперь борются за собственный дом, две машины на семью и места в парламентах.  У наций появилось согласие, как двигаться вперед. 
А у нас, когда все награбленное государством поделили, переделили и  проели, Великий строй рухнул. Ельцин объявил частную собственность, рынок и конкуренцию, на миг показалось, что и мы наконец заживем как люди. Как все остальные в мире, черт возьми, и нафиг нам все "особые пути"! Но опять все на скорую руку, все тяп-ляп,  и люди возроптали: деревья, на которых деньги растут,  только шустрым достали, пусть государство порядок наведет!   
А тому только палец протяни… Окрестив шустрых мерзким словом «олигарх»,  их стали раскулачивать, а всем остальным так и не дали возможности понять, откуда берутся деньги, и как создавать личное богатство,  попутно  приумножая богатство общества.  Муторно это и долго, да и ни к чему.  Государство лучше народа знает, как его осчастливить.  Снова пыжится, снова догоняет,  и снова каким-то особым путем. Кружным, что ли?  
Поиск «особого пути» нам ничего не дал, кроме страшного брака мышления.  Умники не принимают в расчет, что в России две страны, две разные системы ценностей, и согласие само собой не возникнет.  Одни на белых булках росли, из других все соки выжимали, ничего не давая взамен.  И всех отучали думать и смотреть на остальной мир.  У нас же все по-особому. 
Уроки Великой депрессии в Америке – не интересно. «Немецкое чудо» после Второй мировой – так это опять деньги с неба, Штаты подкинули.  Вообще-то помощь Германии была размером в 1,5% сегодняшних годовых продаж нефти в России, только у нас почему-то никаких чудес.  Британская знать цеплялась за свои поместья, пригодные лишь для праздных охот на несъедобных лис, ее народ гордился своей «достойной бедностью», пока дело до анархии не дошло… Всего за десятилетие у нации пропало презрение к слову «выгода», сложилось общество хватких лавочников и капиталистов.  Мы и этого не заметили.  И науку, стоявшую за этими прорывами, тоже не заметили. Что-то нахватались у Кейнса, прокляли Фридмана,  а еще пару десятков имен, которые изменили мир, и слыхом не слыхивали. Зачем они нам, раз опыт всех успешных стран нам не указ.
А законы-то экономические едины для всех — американцев, европейцев и прочих. Так вот, моя книга про эти самые законы. Про то, как они сработали в разных местах, как разные неглупые люди их применяли, и как разные страны сумели вылезти из своего ничтожества — каждая из своего — и разбогатеть. Книга именно про это.
Пора уже все распутывать.  Пора встряхнуть людей, учить их думать и выбирать. Не штаны же выбираем, а жизнь. Материальную, интеллектуальную, духовную... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий