воскресенье, 2 октября 2016 г.

Цирк несчастных животных

Пару месяцев назад то и дело стали попадаться рассуждения, что можно  -- даже нужно – бить или пороть детей.  Закон какой-то приняли о том, что этого делать нельзя, а  церковь (!) стала возражать: нет, мол, телесные наказания детей – это благо. Если с любовью-то. Массы радостно подхватили: еще бы, безнаказанное насилие возводится в норму.  Тут родители встали на защиту «прекрасных педагогов», к которым лолиты-школьницы «сами лезут». Одни покрывали преступление, другие толкали в его мрак собственных детей. Наверняка давали им затрещины время от времени, мама могла бросить, походя:«с твоей внешностью тебе учиться надо, а не парнях думать». И дочь шла поджидать в пустом классе невзрачного учителя.

Каждая затрещина, унижение ломают самооценку.  Вспарывают личностные границы. Человек  растет, не зная, что он ценность. Чтобы примириться с миром, который так неласков к тебе, нужно обесценить других. Сломать и их личностные границы, так же унизить. Мне до сих пор хочется откусить руку, которая давала сыну подзатыльники, когда кончались слова.  До сих пор прошу у него прощения, он давно простил, а я себя – нет.  Тот «замечательный педагог» -- не самом деле преступник, и даже если девочки сами липли к нему, это мало что меняет. Он пользовался их низкой самооценкой. Их неведением, что существует личная гигиена, физическая и духовная.  «Ах, это условности прошлого, в мире все меняется…»  Да, меняется, но условности нужны.  Они – как рельсы для душ тинейджеров,  которые ищут и запросто могут не найти свое место в мире.  Это под силу только уверенным в себе.  Не битым. Не знающим унижений.
В моей семье повторялось: «Девушка из хорошей семьи должна спать в своей постели».  Даже в 15-17 я понимала, что это условность. Речь не только о постели, об охране своей личной территории. О разборчивости и выборе -- с кем иметь дело, с кем спать, с кем работать. У всех есть это право.  У всех, кто себя ценит.
Заниженная самооценка распространяется, как зараза.  Болезнь общества --подъездные склоки,  крик в очередях, поиск врага.   Все туда, к родителям.  Которые любить-то любили, но не привили ребенку понятие, что он самодостаточен.  Более того, незауряден. Как и каждый человек.  В итоге – идешь по колено в несчастных.
Для них лето-наказание, зима – наказание,  даже водка— наказание. Как и жизнь в целом. Сантехники, официанты, инженеры, строители, банкиры, риэлторы…  Работа в тягость, они понимают, что не дотягивают. Но нет сил меняться, им и так плохо. Вместо этого потягивают смузи и гнут пальцы. Срываются с катушек от любой проблемы, потому что кроме агрессии других ответов на вызовы жизни нет.  Эскейп в пьянство – та же самовыданная индульгенция. «Что с него взять, пьющий же...».  Все, что угодно, только не повышать планку требований к себе.
От этого наказания – желание хулить. С утра до вечера сидеть в сети, хулить власть, калечащую страну, мэра, уродующего город, друг друга. На все, кроме банальностей и кошечек, тут же писать: "ты козёл". Немедля ставить на место и банить.  сли человек тебе нестерпим, и ты его банишь, зачем перед этим воспитывать? Плодов же воспитания не увидеть. Надо. Чтобы тому стало плохо. Хоть так поднять самооценку.
Есть просто нормальные люди.  Дотошные и доскональные, которым нужно делать мир лучше.  Везде, куда дотянутся их руки. Мой сын—инвестор, строитель и дизайнер – готов часами учить своих рабочих, для него невыносим вид огрызка плитки у порога, он объясняет, как переложить и почему «так» -- нельзя. Теряя деньги, платит за учебу других, но тем трудно, они просто уходят.  Невыносимо, когда тебе в нос тыкают твоими огрехами. Зачем знать, что бывает по-другому.
Несчастным это не нужно. Если они читают, то только о тех, кому еще хуже. После дня невзгод и обид – это ж, однако, катарсис. Пишущие пишут о мире, в котором живут сами, такие же несчастные.  Часто талантливо.  Чудная повесть "Похороните меня за плинтусом". Апофеоз унижений от любви, ломки личностных границ, искалеченной близкими жизней.  Она должна бы вызывать сострадание к героям, а вызывает умилительное чувство ностальгии. Так сложилась традиция.  Русская литература всегда воспеваламуки несчастных –  “Идиот”,  “Братья Карамазовы”, “На дне”, “Вишневый сад”…   Счастливые существовали  только в в ура-соцреализме, окончательно превращаясь в выдумку.  И сегодняшняя литература считается “настоящей”, если в ней именно об изломанных душах и искалеченном сознании, о разрушении собственной жизни и насилии вокруг.
Зачем читать – или писать – о чьей-то силе, успехе?  Зачем думать, что в жизни состоявшихся людей конфликты и драмы более глубокие, болезненно-неразрешимые.Потому что сложнее внутренний выбор.  Это не может быть литературой, где тут катарсис?  Это трэш из разряда “богатые тоже плачут”.   Их слезы, цена, которую они платят за свою состоятельность, не интересны. Зачем платить, нам и так плохо.
Битые дети, униженные ученики…  Взрослые, которым в тягость жизнь, работа, собственные дети.  Из сотен тысяч несчастливых семей – каждая, понятно, по-своему, -- складывается 140-миллионный народ. Страна с заниженной самооценкой, без уважения к чужим ценностям и границам. Способная отвечать на вызовы реального мира лишь агрессией.  Круг замкнулся. И небо не синее, и игрушки не радуют, и солнце не там всходит.
Хотите радоваться реальному миру? Поднимите планку требований к себе. Это не просто. No pain, no gain. Нет сил? Тогда живите в цирке. Вместе с грустными клоунами и дрессированными животными. Которым на воле не выжить.
https://snob.ru/profile/23854/blog/113702

Комментариев нет:

Отправить комментарий